Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
НК РФ Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
1. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов. В случае создания налогоплательщиком нематериальных активов (собственными силами и (или) с привлечением третьих лиц) вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для создания таких нематериальных активов, в том числе сумм налога, предъявленных налогоплательщику по договорам на создание нематериальных активов, производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах, налоговые вычеты, произведенные в порядке, предусмотренном настоящей главой, при последующей оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав не корректируются. Разницы в сумме налога, возникающие у покупателя при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса.
1.1. Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 настоящего Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
При получении счета-фактуры покупателем от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до установленного статьей 174 настоящего Кодекса срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период покупатель вправе принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. Утратил силу с 1 января 2009 года.
3. Вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.
Вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, отказавшихся от применения налоговой ставки, указанной в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 164 настоящего Кодекса, а также на операции по реализации товаров, указанных в подпункте 1 (за исключением сырьевых товаров) и подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса.
4. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 5 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.
5. Вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.
Вычеты сумм налога, указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на момент определения налоговой базы, установленный пунктом 10 статьи 167 настоящего Кодекса.
В случае реорганизации организации вычет указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса сумм налога, которые не были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету до момента завершения реорганизации, производится правопреемником (правопреемниками) по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного реорганизованной (реорганизуемой) организацией при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса.
6. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
Вычеты сумм налога, исчисленных с оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 - 4 статьи 155 настоящего Кодекса, производятся с даты передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного в соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 154 настоящего Кодекса.
7. При определении момента определения налоговой базы в порядке, предусмотренном пунктом 13 статьи 167 настоящего Кодекса, вычеты сумм налога осуществляются в момент определения налоговой базы.
8. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 11 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся после принятия на учет имущества, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, полученных в качестве оплаты вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд).
9. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 12 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.
10. Вычеты суммы разницы, указанной в пункте 13 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном пунктами
5.2 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.
11. Вычеты сумм налога, указанных в пункте
4.1 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании документов и сведений, указанных в пункте
8.1 статьи
169.1 настоящего Кодекса.
При полном или частичном неподтверждении таможенным органом Российской Федерации факта вывоза товаров физическим лицом - гражданином иностранного государства, указанным в пункте 1 статьи
169.1 настоящего Кодекса, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации вычеты сумм налога производятся только в отношении товаров, фактический вывоз которых подтвержден таможенным органом Российской Федерации.
Вычеты сумм налога производятся в пределах одного года с даты компенсации суммы налога физическому лицу - гражданину иностранного государства, указанному в пункте 1 статьи
169.1 настоящего Кодекса.
Ошибки в документах (чеках) для компенсации суммы налога, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать налогоплательщика - организацию розничной торговли, иностранное государство, уполномоченным органом которого выдан паспорт физическому лицу - гражданину иностранного государства, указанному в пункте 1 статьи
169.1 настоящего Кодекса, наименование реализованных товаров, а также сумму налога, исчисленную организацией розничной торговли по реализованным товарам, не являются основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога.
(редакция Налогового кодекса РФ от 01.01.2021)Декларация по НДС
Налоговая вправе прислать требование, если:
в декларации по НДС налог заявлен к возмещению;
сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат другим данным из этой же декларации;
сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат данным в налоговой декларации, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном другим лицом.
Причем выявленные противоречия должны свидетельствовать о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.
Перечень документов, которые инспекция вправе запросить, остался открытым. Но есть основное условие, которому должны соответствовать запрошенные документы: их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.
Таким образом, в требовании о представлении документов инспекция может запросить:
полученные и выставленные счета-фактуры;
первичные документы (акты, товарные накладные), подтверждающие приобретение товара, услуги, работы и принятие их к учету;
договоры с поставщиками;
копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за период, отраженный в декларации;
др. документы, относящиеся к указанным операциям.
Документы, подтверждающие правомерность вычета НДС, не должны представляться одновременно с налоговой декларацией, и налоговый орган (исходя из абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ) вправе потребовать их представления в любом случае, а не только тогда, когда обнаружит ошибки или противоречия в налоговой декларации.
Статья 172 НК РФ не предусматривает конкретного и закрытого перечня документов, обосновывающих вычеты. Поэтому налоговые органы имеют возможность истребовать при проведении камеральной проверки широкий и неопределенный круг документов, которые обосновывают вычеты по НДС, в том числе и первичные учетные документы. Такое право налоговых органов подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от
23.05.2006 N 14766/05). Данный вопрос изменения в ст. 88 НК РФ не решили, круг документов, которые можно истребовать при проведении камеральной проверки по НДС, после 1 января 2007 года фактически также не ограничен. Поэтому и в 2007 году налоговые органы смогут требовать от налогоплательщика представления в налоговый орган первичных учетных документов.
инспекция не вправе истребовать оборотно-сальдовые ведомости в рамках камералки по НДС
17 мая 2016 г. 18:43 Печать E-mail
В рамках камеральной проверки декларации по НДС инспекция усмотрела наличие противоречий между данными налоговой декларации и сведениями о налогооблагаемых операциях рассматриваемого лица, поступившими от его контрагентов, и направила компании требование о представлении документов: анализа счета 41 "Товары" за период с 1 января по 31 марта 2015 года, карточки бухгалтерских счетов и оборотно-сальдовых ведомостей за тот же период.
Компания оспорила требование в суде (дело No А78-11476/2015).
Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на пункт 7 статьи 88 НК - при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов не предусмотрено НК. Согласно пункту 8 этой же статьи при подаче налоговой декларации по НДС с суммой налога к возмещению проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Инспекция вправе истребовать документы, подтверждающие вычеты, а при выявлении противоречий инспекция вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
Суды (постановление кассации Ф02-1921/2016 от 06.05.2016) отметили, что запрашиваемые документы в нарушение статьи 88 НК не относятся к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы к налогоплательщику, являются сводными или аналитическими документами бухучета, которые формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога.
Напомним, что изменения в нормы НК, касающиеся прав налоговых органов при проведении камеральных проверок деклараций по НДС, были внесены федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ. Нормы в новой редакции применяются в отношении деклараций (уточненных деклараций) по НДС, представляемых после 31 декабря 2014 года, указывал в этой связи Минфин.
www.v2b.ru/documents/postano...okruga-ot-27-07/
В рамках проведения камеральной проверки декларации по НДС налоговые инспекторы постоянно запрашивают у налогоплательщика оборотно-сальдовые ведомости. Теперь их можно не предоставлять, не опасаясь штрафа за непредставление. Суды признали, что ОСВ являются регистрами бухгалтерского учета и необязательны в целях исчисления НДС
Судьи напомнили, что пункт 7 статьи 88 НК РФ запрещает запрашивать в ходе камеральной проверки дополнительные документы и сведения, если представление таких документов не предусмотрено кодексом. При запросе документов, подтверждающих право возмещения НДС, инспектор обязан руководствоваться положениями ст. 172 НК РФ.
Запрашивать документы, не предусмотренные данной статьей, налоговый инспектор не вправе. Напомним, что по требованию налоговой инспекции документы могут быть представлены либо в виде заверенных ксерокопий на бумажных носителях, либо направлены по ТКС в электронном виде.
Выбор способа подачи документов по запросу -- право налогоплательщика. Данная норма предусматривает, что для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов по НДС достаточно счетов-фактур и первичной документации от поставщиков (исполнителей).
Регистры же бухучета не подтверждают обоснованность применения налоговых вычетов и возмещения НДС и, соответственно, не относятся к предмету налоговой проверки. Значит, инспектор не вправе штрафовать предпринимателя, если тот не предоставит сальдовые ведомости по требованию инспектора. Такая позиция изложена в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 27.07.2018 по делу No А67-6742/2017.
Источник: delovoymir.biz/sud-razreshil...e-vedomosti.html
© Деловой мир
Чтобы убедиться в правомерности вычета НДС, налоговики невправе истребовать оборотно-сальдовые ведомости и другие регистры бухучета
Реквизиты судебного акта: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.10.13 No А45-2243/2013.
Суды указали, что оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и другие регистры бухгалтерского учета не относятся к первичным документам, которые подтверждают право налогоплательщика на вычет НДС*
Причина спора: инспекция провела камеральную проверку декларации по НДС, в которой компания заявила к возмещению из бюджета налог в сумме около 11 тыс. руб. По итогам проверки налоговики отказали организации в возмещении этой суммы НДС. Свое решение они мотивировали тем, что компания по их запросу не представила для проверки такие документы, как оборотно-сальдовые ведомости и анализы отдельных счетов бухгалтерского учета. За непредставление затребованных документов инспекторы оштрафовали организацию на 2 тыс. руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Организация с таким решением не согласилась и обратилась в суд.*
Цена вопроса: 13 тыс. руб.
Кто победил в споре: организация.*
Аргументы и выводы судов: арбитражные суды всех трех инстанций признали штраф незаконным. Арбитры указали, что инспекция в ходе камеральной проверки декларации по НДС вправе истребовать у налогоплательщика лишь те подтверждающие вычеты документы, которые предусмотрены налоговым законодательством (п. 8 ст. 88 НК РФ). К таким документам относятся (ст. 171 и 172 НК РФ):
-- счета-фактуры, выставленные поставщиками;
-- документы, подтверждающие, что организация приняла на учет приобретенные товары, работы или услуги;
-- платежные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.*
Причем запрашивать указанные документы налоговики могут только в тех случаях, когда в поданной декларации по НДС заявлен налог, подлежащий возмещению из бюджета (п. 8 ст. 88НК РФ и п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 No 57).*
Проанализировав статьи 88, 171 и 172 НК РФ, суд пришел к выводу, что оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и другие регистры бухгалтерского учета не относятся к первичным документам, которые согласно главе 21 НК РФ подтверждают право налогоплательщика на вычет НДС. Поэтому суд указал, что организация не обязана была представлять инспекторам эти документы для камеральной проверки декларации по НДС. Поскольку компания не совершала вменяемого ей правонарушения, арбитры отменили штраф. Тем более что остальные документы, предусмотренные налоговым законодательством, она своевременно представила налоговикам (в том числе книгу покупок и книгу продаж за соответствующий квартал).
Более того, суд кассационной инстанции разрешил организации принять к вычету спорную сумму НДС в размере 11 тыс. руб., так как она выполнила все условия, необходимые для вычета этого налога, и располагает всеми документами, подтверждающими наличие у нее права на вычет НДС (ст. 171 и 172 НК РФ).
<...>
ЖУРНАЛ <<РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР>>, No 22, НОЯБРЬ 2013
В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ). Исходя из положений статьи 88 Налогового кодекса РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки. То есть они должны подтверждать те или иные положения проверяемой декларации (расчета). Требовать у организации какие-либо дополнительные документы или сведения инспекция не может (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.
Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика (см., например,* постановленияПрезидиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. No 15333/07, ФАС Волго-Вятского округа от 24 августа 2009 г. No А82-15261/2008-27, Дальневосточного округа от 1 июня 2009 г. No Ф03-2283/2009, от 13 марта 2008 г. No Ф03-А24/08-2/433,Уральского округа от 28 апреля 2009 г. No Ф09-8988/08-С2, Московского округа от 16 июля 2008 г. No КА-А41/5556-08).
<...>
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:*
первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г No 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. No 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. No 7307/08, подп. 1и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. No АС-4-2/15309);
регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. No 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. No АС-4-2/15309);
неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. No АС-4-2/15309).
Документы для камеральной проверки по НДС
Имеются судебные решения, в частности, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от
09.10.13 No А45-2243/2013, в котором суд указал, что оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и другие регистры бухгалтерского учета не относятся к первичным документам, которые подтверждают право налогоплательщика на вычет НДС.
Советуем подготовить письмо в инспекцию и пояснить в нем, почему ваша организация не обязана предоставлять указанные документы. При этом ссылайтесь также и на пункт
2.8 Письма ФНС России от
16.07.2013 No АС-4-2/12705@, в котором чиновники сами подтвердили, что право инспекторов запрашивать документы при камеральных проверках ограничено.Г
лавная > НДС > Документы для камеральной проверки по НДС
Раиса Пайкова06.07.2017 14:36
Здравствуйте, коллеги с большим опытом. Какие документы налоговая служба может затребовать в ходе камеральной проверки декларации НДС, а какие нет. До сих пор, у нас все проходило гладко, но многие коллеги, говорят, что налоговики требуют документов больше чем нужно. У кого-то даже запросила учетную политику!
Кто в курсе, что нужно предоставлять по требованию, а что нет.
Опять же, не предоставление запрашиваемых документов грозит штрафом! Как правильно доказать инспектору, в случае, если он не прав?
С уважением, Раиса Пайкова
Ответить
Ирина Горшкова06.07.2017 15:49
В самом деле, Раиса, очень многие жалуются на то, что налоговые инспекторы запрашивают лишние документы при камеральной проверке.
Что же может запросить инспектор в ходе камеральной проверки? Вот полный список таких документов:
полученные и выставленные счета-фактуры;
первичные документы (акты, товарные накладные), подтверждающие приобретение товара, услуги, работы и принятие их к учету;
договоры с поставщиками;
копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за период, отраженный в декларации;
др. документы, относящиеся к указанным операциям (например, право на применение льгот по налогу).
Эти документы могут быть запрошены только в трех случаях:
если в вашей декларации по НДС налог заявлен к возмещению.
если сведения об операциях, содержащиеся в декларации по НДС, противоречат другим данным этой же декларации;
если сведения об операциях, отраженных в вашей декларации по НДС, противоречат данным в налоговой декларации, либо в журнале учета счетов-фактур, представленной вашим контрагентом.
Все документы, которые вы подготовили для передачи в налоговую службу, должны быть заверены и оформлены в виде бумажных подшивок, по рекомендациям письма Минфина России от
29.10.2015 No 03-02-РЗ/62336.
Если у вас запросили <<лишние>> документы, то в сопроводительном документе вы вправе сослаться на Письмо ФНС РФ от
10.08.2015 No СД-4-15/13914, в котором налоговая служба сама определяет перечень документов, предоставляемых налогоплательщиком в рамках проводимых камеральных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость.
Считаю, что всем интересующимся этим вопросом, полезно будет ознакомиться со статьей.
Ирина Александровна, потомственный бухгалтер
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188121/ писбмо как сшивать доки для проверки
frm-kemtipp.ru/5919-raschet-nds-k-vozmeshheniju-iz-bjudzheta/ надо прочитать ша
02zakon.ru/kakie-dokumenty-imeyut-pravo-zaprashivat-vyezdnaya-proverka/ хорошая
гневная статья
Правила истребования документов при камеральной проверке НДС
Вопрос: При камеральной проверке по НДС инспекция усмотрела противоречия между данными налоговой декларации налогоплательщика и сведениями о налогооблагаемых операциях, имеющимися у налогового органа и полученными в ходе налогового контроля. Имеет ли право налоговый орган истребовать в этом случае оборотно-сальдовые ведомости и карточки по счетам бухгалтерского учета, отражающим как поступление товаров, их учет на складе, так и их реализацию?
Ответ: Налоговый орган при камеральной проверке по НДС не вправе требовать оборотно-сальдовые ведомости и карточки по счетам бухгалтерского учета, которые относятся к регистрам бухгалтерского учета, поскольку, как следует из позиции Президиума ВАС РФ, налоговый орган при выявлении противоречий между данными налоговой декларации и сведениями о налогооблагаемых операциях вправе истребовать у налогоплательщика только первичные документы. Однако данные документы могут быть затребованы, в случае если налоговым органом будут выявлены противоречия между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС данного налогоплательщика, либо несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС данного налогоплательщика, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС либо в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленных другими лицами, в случае если такие противоречия и (или) несоответствия будут свидетельствовать о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При этом налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).
На основании п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
При этом Постановлением Президиума ВАС РФ от
15.03.2012 N 14951/11 установлено, что из взаимосвязанного толкования вышеуказанных положений НК РФ, а также положений п. 5 ст. 88 НК РФ, допускающих установление факта совершения налогового правонарушения на основании оценки налоговым органом представляемых налогоплательщиком пояснений и документов, следует обязанность налогоплательщика и, как следствие, право налогового органа истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля.
Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от
06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
Поскольку оборотно-сальдовые ведомости и карточки по счетам бухгалтерского учета являются регистрами бухгалтерского учета, а исходя из вышеизложенного налоговые органы в рассматриваемом случае вправе истребовать только первичные документы, регистры бухгалтерского учета могут быть представлены налогоплательщиком исключительно в добровольном порядке.
Кроме того, следует иметь в виду следующее. Согласно п.
8.1 ст. 88 НК РФ при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность, в случае если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям (см. Письмо ФНС России от
16.09.2015 N СД-4-15/16337).
Задать вопрос или заказать пособие можно тут
С уважением к вашему бизнесу,
Сушонкова Елена
Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены
Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях
Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены
Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах
Подписывайтесь на нас:
ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype Телеграмм
Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала
Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Налоговая инспекция обязана направить требование о представлении пояснений, если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки
Представление документов в процессе камеральной налоговой проверки, осмотр
ФНС России о рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок
Уголок бухгалтера и аудитора
Комментарии
Ваш комментарий...
Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ, Письма ФНС от
16.09.2015 N СД-4-15/16337, от
10.08.2015 N СД-4-15/13914@).
Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)
www.buhgalteria.ru/article/n150891 коды эл. док
www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/964018.html хорошая стат с ответа
stnkrf.ru/172
pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/kak-vozmestit-nds-v-2018-godu/
Документы для камеральной проверки по НДС
Главная > НДС > Документы для камеральной проверки по НДС
Раиса Пайкова06.07.2017 14:36
Здравствуйте, коллеги с большим опытом. Какие документы налоговая служба может затребовать в ходе камеральной проверки декларации НДС, а какие нет. До сих пор, у нас все проходило гладко, но многие коллеги, говорят, что налоговики требуют документов больше чем нужно. У кого-то даже запросила учетную политику!
Кто в курсе, что нужно предоставлять по требованию, а что нет.
Опять же, не предоставление запрашиваемых документов грозит штрафом! Как правильно доказать инспектору, в случае, если он не прав?
С уважением, Раиса Пайкова
Ответить
Ирина Горшкова06.07.2017 15:49
В самом деле, Раиса, очень многие жалуются на то, что налоговые инспекторы запрашивают лишние документы при камеральной проверке.
Что же может запросить инспектор в ходе камеральной проверки? Вот полный список таких документов:
полученные и выставленные счета-фактуры;
первичные документы (акты, товарные накладные), подтверждающие приобретение товара, услуги, работы и принятие их к учету;
договоры с поставщиками;
копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за период, отраженный в декларации;
др. документы, относящиеся к указанным операциям (например, право на применение льгот по налогу).
Эти документы могут быть запрошены только в трех случаях:
если в вашей декларации по НДС налог заявлен к возмещению.
если сведения об операциях, содержащиеся в декларации по НДС, противоречат другим данным этой же декларации;
если сведения об операциях, отраженных в вашей декларации по НДС, противоречат данным в налоговой декларации, либо в журнале учета счетов-фактур, представленной вашим контрагентом.
Все документы, которые вы подготовили для передачи в налоговую службу, должны быть заверены и оформлены в виде бумажных подшивок, по рекомендациям письма Минфина России от
29.10.2015 No 03-02-РЗ/62336.
Если у вас запросили <<лишние>> документы, то в сопроводительном документе вы вправе сослаться на Письмо ФНС РФ от
10.08.2015 No СД-4-15/13914, в котором налоговая служба сама определяет перечень документов, предоставляемых налогоплательщиком в рамках проводимых камеральных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость.
Считаю, что всем интересующимся этим вопросом, полезно будет ознакомиться со статьей.
Ирина Александровна, потомственный бухгалтер
Ответить
Раиса Пайкова06.07.2017 16:11
Огромное спасибо, Ирине Александровне за подробный ответ и полезную ссылку. Надо сказать, что и на сайте я нашла очень много полезной информации.
Еще раз, спасибо.
С уважением, Раиса Пайкова
Ответить
Ktruhin07.07.2017 23:31
Скажите, а ограничены ли количество и срок направления требований на представление пояснений в ходе камеральной проверки? Не может же камеральная проверка длиться вечно и вечно приходить запросы из налоговой о предоставлении дополнительных документов... К слову сказать у нас проверка налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2017 года до сих пор не закончилась. Хотя уже длится почти три месяца... Переписываемся с налоговой уже долгое время и каждый раз в требовании они запрашивают все больше и больше информации. Когда уже это закончится?Я им скоро все документы нашей фирмы предоставлю, те которые нужны, и те, которые совсем не нужны .
Ответить
Валентина Казакова08.07.2017 09:29
Кирилл, по идее по законодательству срок представления требований ограничен сроком камеральной проверки (то есть 3 месяцами). Но Налоговый кодекс не ограничивает количество требований о представлении пояснений, которые налоговики могут предъявлять налогоплательщикам. В рамках одной камеральной проверки может быть затребовано несколько пояснения по одной декларации и даже по одному и тому же основанию. Также вас постоянно могут просить прислать новые дополнительные документы.
И имеют право налоговики требовать при проведении камеральной проверки декларации по НДС, заявленного к возмещению, следующие документы: - оборотно-сальдовая ведомость (с субсчетами); - анализ по счетам (с субсчетами)... перечислены практически все счета бух.учета; - копии приказа об учетной политике; - выписка из главной книги; - промежуточная бухгалтерская отчетность; - пояснения об источниках финансирования; - кредитные договоры, договора займа, графики погашения займа, платежные документы, подтверждающие погашение заемных средств; - платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС поставщикам. Самостоятельно изучая эту тему, я не могла найти конкретного ответа - какие же документы налоговики имеют право требовать, а какие - нет ?
Темы: Налоговый контроль и проверкиНалоговый контроль
Нет, не имеют.
В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ). Исходя из положений ст. 88 НК РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки.
Скачайте формы по теме:
Что будет предпринимателю, если он не сдаст документы по запросу инспекции
КНД 1120109. Решение о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок
КНД 1120112. Решение об отказе в выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок
КНД 1120113. Решение об информировании о приостановлении сроков для выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок
Если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ) это могут быть счета-фактуры, книги покупок, книги продаж и первичные документы: товарные накладные, акты приемки-сдачи работ или услуг, договоры с контрагентами, платежные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм НДС. Но возмещение НДС предполагает его зачет или возврат (ст. 176 НК РФ). Если же организация заявляет вычеты, сумма которых не превышает исчисленный налог, как это обычно и бывает, требовать первичные документы инспекторы не вправе (п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. No 57).
Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.
Имеются судебные решения, в частности, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от
09.10.13 No А45-2243/2013, в котором суд указал, что оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и другие регистры бухгалтерского учета не относятся к первичным документам, которые подтверждают право налогоплательщика на вычет НДС.
Советуем подготовить письмо в инспекцию и пояснить в нем, почему ваша организация не обязана предоставлять указанные документы. При этом ссылайтесь также и на пункт
2.8 Письма ФНС России от
16.07.2013 No АС-4-2/12705@, в котором чиновники сами подтвердили, что право инспекторов запрашивать документы при камеральных проверках ограничено.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах <<Системы Главбух>> и VIP - версия.
1.Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
<...>
Требования инспекции
В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:
Скачайте формы по теме:
За какими платежами компаний начала охотиться умная система АСК НДС-2
Требование о представлении документов
КНД 1165013. Требование о представлении документов
представить документы;*
представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
представить устные пояснения;
2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.
Истребование документов
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в исключительных случаях:
если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ);
если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);*
если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл.
25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ).
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:*
первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г No 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. No 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. No 7307/08, подп. 1и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. No АС-4-2/15309);
регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. No 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. No АС-4-2/15309);
неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. No АС-4-2/15309).
<...>
И имеют право налоговики требовать при проведении камеральной проверки декларации по НДС, заявленного к возмещению, следующие документы: - оборотно-сальдовая ведомость (с субсчетами); - анализ по счетам (с субсчетами)... перечислены практически все счета бух.учета; - копии приказа об учетной политике; - выписка из главной книги; - промежуточная бухгалтерская отчетность; - пояснения об источниках финансирования; - кредитные договоры, договора займа, графики погашения займа, платежные документы, подтверждающие погашение заемных средств; - платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС поставщикам. Самостоятельно изучая эту тему, я не могла найти конкретного ответа - какие же документы налоговики имеют право требовать, а какие - нет ?
Темы: Налоговый контроль и проверкиНалогов
Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов, если запрошены документы, не относящиеся к камеральной проверке*
Нет, не может.
В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ). Исходя из положений статьи 88 Налогового кодекса РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки. То есть они должны подтверждать те или иные положения проверяемой декларации (расчета). Требовать у организации какие-либо дополнительные документы или сведения инспекция не может (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.
Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика (см., например,* постановленияПрезидиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. No 15333/07, ФАС Волго-Вятского округа от 24 августа 2009 г. No А82-15261/2008-27, Дальневосточного округа от 1 июня 2009 г. No Ф03-2283/2009, от 13 марта 2008 г. No Ф03-А24/08-2/433,Уральского округа от 28 апреля 2009 г. No Ф09-8988/08-С2, Московского округа от 16 июля 2008 г. No КА-А41/5556-08).
<...>
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Статья: 4.4. Обязательно ли при камеральной проверке предоставлять налоговикам счета-фактуры и первичные документы
Допустим, компания сдала декларацию по НДС. Налоговики же стали проверять этот отчет и затребовали целый список документов, которые подтверждают вычеты НДС, включая счета-фактуры, первичку, книгу покупок.
Конечно, если запрошенные бумаги у вас на руках и заполнены верно, проще передать их налоговикам, чем спорить с ними. Ведь иначе за каждый просроченный или несданный документ ревизоры наверняка начислят штраф 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Но, возможно, компания все-таки решила отказать проверяющим. Или же каких-то документов нет в наличии. Например, если их задержал поставщик. Тогда штраф можно оспорить.
Ведь на самом деле налоговики вправе требовать документы при камералках лишь в некоторых ситуациях (ст. 88 НК РФ). Перечислим те из них, которые имеют отношение в отчетности по НДС.
1. Компания использует льготу (ст. 149 НК РФ).
2. К декларации бухгалтер не приложил обязательные документы. Речь идет об экспортерах, которые должны сдавать документы, подтверждающие право на нулевую ставку (ст. 165 НК РФ). А также о компаниях с долгосрочным производственным циклом, которые не платят налог с предоплаты (п. 13 ст. 167 НК РФ).
3. Компания заявила возмещение налога. Как раз в этом случае налоговики и могут запросить бумаги, подтверждающие вычеты. Но возмещение НДС предполагает его зачет или возврат (ст. 176 НК РФ). Если же компания заявляет вычеты, сумма которых не превышает исчисленный налог, как это обычно и бывает, требовать документы налоговики не вправе (п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. No 57).*
Советуем подготовить письмо в инспекцию и пояснить в нем, почему ваша компания не обязана предоставлять документы. При этом ссылайтесь также и на пункт
2.8 письма ФНС России от 16 июля 2013 г. No АС-4-2/12705. Дело в том, что в этом письме сами чиновники подтвердили, что право инспекторов запрашивать документы при камералках ограничено.?
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА <<ГЛАВБУХ>>. ИЗМЕНЕНИЯ В РАСЧЕТЕ НДС, О КОТОРЫХ ВАЖНО УЗНАТЬ К НАЧАЛУ 2014 ГОДА
3.Статья: Этой осенью налоговики изменили свой подход к штрафам и проверкам
<...>
Проверяя декларацию по НДС, требовать первичку налоговики вправе только в исключительных случаях
Рассмотрим еще одно распространенное требование проверяющих, которое судьи посчитали незаконным.
Проверяя декларацию по НДС, инспекторы нередко запрашивают у компании счета-фактуры и первичку. Но требовать какие-либо бумаги при камеральных проверках ревизоры могут только в определенных ситуациях, которые прописаны в статье 88 НК РФ (см. перечень ситуаций в таблице ниже. - Примеч. ред.).
В каких ситуациях при камеральных проверках налоговики вправе запрашивать документы*
Ситуация
Какие документы могут запросить контролеры
В декларации по НДС компания заявила сумму налога к возмещению
Документы, которые подтверждают право компании на вычеты НДС: как правило, это счета-фактуры, товарные накладные, акты приемки-сдачи работ или услуг, договоры с контрагентами*
<...>
* Данное правило вступает в силу только с 2014 года. Это установлено в Федеральном законе от 28 июня 2013 г No 134-ФЗ
Как видите, запросить счета-фактуры, первичку и другие документы налоговики могут лишь в случаях, когда компания представила декларацию с НДС к возмещению.* Инспекторы на местах частенько трактуют эту норму так, что само наличие вычетов в декларации дает право затребовать документы. Однако это неверно.
Возместить налог компания может, если вычеты превышают начисленный НДС. Тогда контролеры должны вернуть разницу между этими показателями или же зачесть эту сумму в счет другой задолженности. Такой порядок прописан в статье 176 НК РФ.
Поэтому требовать первичку и счета-фактуры контролеры могут не по любой декларации, в которой указаны вычеты НДС. А только если их сумма больше, чем рассчитанный налог. Такой вывод судьи прописали в пункте 25 постановления No 57.*
Тем не менее, если у вас есть документы, которые просят налоговики, лучше их представить. Иначе не исключено, что контролеры оштрафуют компанию в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. И этот штраф, если, конечно, вы не готовы его заплатить, придется обжаловать.*
Но, возможно, что по каким-то причинам нежелательно представлять контролерам счета-фактуры и первичку. Тогда подготовьте обоснованный отказ. В качестве аргумента укажите положения Налогового кодекса и разъяснения судей.
<...>
Елена Родионова,партнер правового бюро <<Олевинский, Буюкян и партнеры>>
ЖУРНАЛ <<СЕМИНАР ДЛЯ БУХГАЛТЕРА>>, No 10, ОКТЯБРЬ 2013
4.Статья: Таково решение суда, или Обзор судебной практики
<...>
Чтобы убедиться в правомерности вычета НДС, налоговики невправе истребовать оборотно-сальдовые ведомости и другие регистры бухучета
Реквизиты судебного акта: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от
09.10.13 No А45-2243/2013.
Суды указали, что оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и другие регистры бухгалтерского учета не относятся к первичным документам, которые подтверждают право налогоплательщика на вычет НДС*
Причина спора: инспекция провела камеральную проверку декларации по НДС, в которой компания заявила к возмещению из бюджета налог в сумме около 11 тыс. руб. По итогам проверки налоговики отказали организации в возмещении этой суммы НДС. Свое решение они мотивировали тем, что компания по их запросу не представила для проверки такие документы, как оборотно-сальдовые ведомости и анализы отдельных счетов бухгалтерского учета. За непредставление затребованных документов инспекторы оштрафовали организацию на 2 тыс. руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Организация с таким решением не согласилась и обратилась в суд.*
Цена вопроса: 13 тыс. руб.
Кто победил в споре: организация.*
Аргументы и выводы судов: арбитражные суды всех трех инстанций признали штраф незаконным. Арбитры указали, что инспекция в ходе камеральной проверки декларации по НДС вправе истребовать у налогоплательщика лишь те подтверждающие вычеты документы, которые предусмотрены налоговым законодательством (п. 8 ст. 88 НК РФ). К таким документам относятся (ст. 171 и 172 НК РФ):
-- счета-фактуры, выставленные поставщиками;
-- документы, подтверждающие, что организация приняла на учет приобретенные товары, работы или услуги;
-- платежные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.*
Причем запрашивать указанные документы налоговики могут только в тех случаях, когда в поданной декларации по НДС заявлен налог, подлежащий возмещению из бюджета (п. 8 ст. 88НК РФ и п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от
30.07.13 No 57).*
Проанализировав статьи 88, 171 и 172 НК РФ, суд пришел к выводу, что оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и другие регистры бухгалтерского учета не относятся к первичным документам, которые согласно главе 21 НК РФ подтверждают право налогоплательщика на вычет НДС. Поэтому суд указал, что организация не обязана была представлять инспекторам эти документы для камеральной проверки декларации по НДС. Поскольку компания не совершала вменяемого ей правонарушения, арбитры отменили штраф. Тем более что остальные документы, предусмотренные налоговым законодательством, она своевременно представила налоговикам (в том числе книгу покупок и книгу продаж за соответствующий квартал).
Более того, суд кассационной инстанции разрешил организации принять к вычету спорную сумму НДС в размере 11 тыс. руб., так как она выполнила все условия, необходимые для вычета этого налога, и располагает всеми документами, подтверждающими наличие у нее права на вычет НДС (ст. 171 и 172 НК РФ).
<...>
ЖУРНАЛ <<РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР>>, No 22, НОЯБРЬ 2013