му его так ждали и так стремительно ввели
Наконец-то и в России появился новейший стандарт по учету операционной и финансовой аренды — ФСБУ 25/2018 (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.12.2018). Новый ФСБУ кардинально меняет подходы к бухучету аренды, что потребует от каждого экономического субъекта соответствующих изменений учетной политики, причем существенных. Обязательное применение ФСБУ 25/2018 начинается с отчетности за 2022 год. Однако многие компании решили применять его уже с отчетности за 2018 год, и еще больше тех, кто переходит на новый стандарт с 2019 года. Тому есть серьезные причины, о них и поговорим в этой статье.
Почему из всей линейки ожидаемых российских стандартов (а в их числе ФСБУ «Запасы», «Незавершенные капитальные вложения», «Основные средства» и т. д.) первым был принят именно этот — ФСБУ 25/2018?
Дело в том, что для многих компаний после внесения поправок в основной для бухгалтеров закон и в ФСБУ 1/2008 встал вопрос: как вести учет аренды и лизинга с 2018 года? Исходя из положений п.
7.1 ФСБУ (ПБУ) 1/2008, компания не просто могла, а была обязана с
01.01.2018 вести учет по правилам МСФО. А в 2022 году — перейти на правила российского стандарта по учету аренды (поскольку появилась надежда на выпуск соответствующего ФСБУ).
В конечном итоге перспектива складывалась следующая:
С
01.01.2018 по
31.12.2018 — ведение учета по правилам МСФО IAS 17, что предполагало перенастройку учетной системы с норм Приказа Минфина РФ от
17.02.1997 № 15 на правила МСФО IAS 17 (с пересчетом ретроспективных последствий). C
01.01.2019 — переход на правила МСФО IFR 16, который вступил в силу и заменил МСФО IAS 17. Соответственно, еще одна перенастройка учета. И только с 2022 года учет по нормам нового ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды», переход к которому (третий по счету переход в этой цепочке) также должен сопровождаться процессами перенастройки и пересчетами — пусть и не глобальными, но все же способными привести к финансовым потерям и ошибкам в учете.
Если вспомнить, что у многих компаний есть внутригрупповая аренда без перехода права собственности, которая может быть как долгосрочной, так и краткосрочной, — объем вынужденных мер, без которых достоверный учет был бы недостижим, выглядит еще более впечатляющим.
Почему нельзя вести учет по правилам Приказа Минфина РФ от
17.02.1997 № 15
Что касается Приказа Минфина РФ от
17.02.1997 № 15 — он до сих пор действующий, но в соответствии со ст. 21 и п.
1.1 ст. 30 Федерального закона от
06.12.2011 № 402-ФЗ утратил статус регулирующего документа. В ст. 21 ФЗ 402-ФЗ говорится, что к документам первого уровня в области регулирования бухучета (регулирующим) относятся ФСБУ. За их неимением компания, руководствуясь положениями п.
7.1 ФСБУ 1/2008, должна обратиться к МСФО. Если речь идет об арендных отношениях, это IFRS 16.
Кроме того, напомним, Федеральным законом от
18.07.2017 N 160-ФЗ в Федеральный закон от
06.12.2011 № 402-ФЗ в 2017 году были внесены поправки: в ст. 30 был введен новый п. 1.1, и все действующие на тот момент ПБУ, принятые Минфином РФ, были переименованы в ФСБУ. При этом был четко определен период издания таких документов — с
01.10.1998 до 01.01.2013. Из текста очевидно, что нормативно-правовыми актами, или регулирующими документами, в сфере бухгалтерского учета не являются:
НПА по бухучету, принятые Минфином РФ (Минфином СССР) до
01.10.1998 в любой форме (указания, методические рекомендации, письма и т. п.), за исключением ПБУ; НПА по бухучету, принятые Минфином РФ позднее
01.10.1998 не в форме ПБУ; НПА по бухучету, принятые иными организациями (не Минфином РФ).
Приказ Минфина РФ от
17.02.1997 № 15, которым были предложены варианты учета операций с лизингом, в число регулирующих документов не попадает — как по дате издания, так и по статусу (это не федеральный стандарт). Впрочем, у этого приказа и без того хватает серьезных недостатков: во-первых, он не содержал и не содержит способов оценки аренды, во-вторых, он включает только технику учета, но не методологию.
Соответственно, если компания продолжает применять Приказ Минфина РФ от
17.02.1997 № 15, то она на пути к формированию недостоверной отчетности — со всеми вытекающими из этого последствиями. В частности, если в договоре указано, что лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, а лизингодатель так и продолжает в своей финансовой отчетности показывать данное имущество не в разделе 1 актива бухгалтерского баланса, а на забалансовом счете 001, — это влечет за собой реальное искажение оценки раздела актива 1 бухгалтерского баланса лизингодателя в сторону его занижения. А это, в свою очередь, вводит в заблуждение пользователей такой информации. Данное имущество является реальным активом, способным приносить экономическую выгоду лизингодателю, и подлежит учету именно в этом качестве в разделе 1 актива баланса.
В чем заключается основная идея ФСБУ 25/2018
Исходя из того, что переход к новым правилам аренды — либо к МСФО IFRS 16 (в котором также есть оговорки о возможности досрочного применения), либо к ФСБУ «Учет аренды» — неизбежен, а также в надежде на то, что и Минфин со своей стороны урегулирует эту проблему в пользу компаний, многие крупные холдинги вели учет лизинга по правилам МСФО IFRS 16 весь 2018 год, поскольку разрабатывавшийся в России стандарт по аренде и лизингу был по своему содержанию весьма близок к международному. Выхода родного стандарта нетерпеливо ожидали.
Очевидно, что регулятор в области бухучета — Минфин России — учел сложность ситуации и ускорил введение нового ФСБУ, чтобы исключить метания, описанные в начале статьи, и помочь компаниям благополучно произвести перевод учета на новые нормы российского ФСБУ с отчетности за 2018 год. Досрочное применение прямо предусмотрено в ФСБУ и возможно с отчетности за 2018, 2019, 2020 или 2021 год. Определенные послабления тоже есть:
• Если договор аренды заключен давно и его период истекает в 2022 году, ФСБУ 25/2018 может к нему не применяться.
• Малые предприятия могут принять решение о применении данного стандарта только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года (п. 48 ФСБУ 25/2018).
Надо отметить, что содержание проекта ФСБУ менялось достаточно сильно и не единожды: между версией 2013 года и итоговой разница огромная. Неизменно одно —идеология нашего ФСБУ 25/2018 (равно как и МСФО IFRS 16) заключена в том, что актив, приносящий доход как арендодателю, так и арендатору, обязан быть объектом учета именно на балансе, а не только в пояснениях к отчетности.
Почему был сделан переход от IAS 17 к IFRS 16 за рубежом
До введения нового IFRS 16, равно как и до ФСБУ 25/2018, арендаторы активов по договорам операционной аренды не признавали в своем учете и отчетности активы в аренде или право пользования активом в аренде, и это было не совсем логично. Информация об активах в аренде содержалась только в пояснительной записке к финансовой отчетности, но реальные цифры по таким договорам пользователи отчетности не видели. Западные финансовые аналитики не раз писали о недостатке учетной информации и в качестве примера приводили ситуацию с банкротством ритейл-компаний, у которых сумма долговых обязательств, отраженных в отчетности, была на сотни и тысячи процентов меньше, чем общая величина долга с учетом обязательств по операционной аренде.
Этот момент и послужил основанием для перехода западного учета с МСФО IAS 17 на МСФО IFRS 16. Новый международный стандарт (в отличие от старого) не позволяет арендатору классифицировать аренду двумя способами — как операционную или как финансовую. Следовательно, наибольшему влиянию подвергнется финансовая отчетность арендаторов. Это может быть связано с увеличением признанных активов по аренде и финансовых обязательств.
Каковы перспективы перехода на нормы ФСБУ 25/2018 в России
По тому же пути сегодня идет развитие методологии бухгалтерского учета арендных отношений и в России. До вступления в силу ФСБУ 25/2018 практика бухгалтерского учета арендных отношений в РФ была многообразна и существенно отличалась от требований, которые теперь устанавливает новый ФСБУ. Как правило, порядок бухгалтерского учета определялся непосредственно сторонами договора путем включения в этот договор положений о «балансодержателе» предмета аренды (лизинга). При этом в большинстве случаев балансодержателем назначался арендодатель. В результате у организаций-арендаторов предметы аренды в основном не отражались ни в качестве активов, на который имеется право пользования, ни в качестве какого-либо другого актива. Вопрос оценки этих активов, следовательно, не был актуален. У организаций-арендодателей иначе оценивались доходные вложения в материальные ценности и права требования к арендаторам. Даже в случае отражения предмета аренды на балансе арендатора его стоимость часто определялась исходя из номинальной, а не дисконтированной стоимости арендных платежей, и таким же образом определялась сумма задолженности по аренде.
Помочь бизнесу избежать подобных недостатков учета как раз и призван новый ФСБУ, который предусматривает иную схему учета аренды у арендаторов и лизингодателей. В частности, у арендатора в активе баланса должно быть учтено право пользования активом в аренде, в пассиве — арендное обязательство, в основе формирования обоих показателей лежит продисконтированная сумма общей запланированной по графику суммы платежей в течение всего срока аренды. Именно эта конструкция и позволяет пользователям информации, и в первую очередь инвесторам, полноценно оценивать возможности в использовании активов и долги компании, связанные с включением арендованного актива в экономическую деятельность.
Резюмируя сказанное: компания, арендующая сегодня имущество по длительным договорам аренды, была де-юре обязана перейти на ведение учета таких операций либо по правилам ФСБУ 25/2018, либо по правилам МСФО IFRS 16 с 2018 года, не говоря уже про 2019 или 2020 год. Исключений не так много:
Когда речь идет об аренде имущества стоимостью до 300 000 рублей. Когда заключенные договоры аренды завершались в 2018 году (соответственно, если рассматривать переход на применение ФСБУ 25/2018 с отчетности за 2019 год —это случаи, когда договоры завершаются в 2019 году).
Светлана Смирнова,
кандидат экономических наук,
налоговый консультант первой категории, аудитор,
участник заседаний рабочей группы по разработке новых ФСБУ (ПБУ)
На вашем тарифе Контур.Экстерна доступны напоминания о срок