Доказать умысел - главное, что стремится сделать налоговая инспекция, выявив у компании сделки с "нехорошими" контрагентами и открыв по ним проверку.
В случае, если в этом действии налоговый орган будет успешен (то есть докажет, что компания изначально преследовала цель получения налоговой выгоды, или ей было заранее известно о том, что контрагент - "техническая" компания), то компанию будет ждать максимальный штраф в 40% от суммы доначислений, а её руководитель и другие контролирующие деятельность лица будут, с большой долей вероятности, привлечены к субсидиарной ответственности по налоговым долгам фирмы (в случае, если фирма будет не в состоянии их погасить собственными средствами).
В соответствии с п. 9 главного для налоговиков в настоящий момент руководства по выявлению налоговых злоупотреблений (Письмо ФНС от 10.03.2021#бв-4-7 3060@), выводы о том, что налогоплательщик знал о совершении сделки с "технической" компанией, должны делаться налоговыми органами на основании оценки обстоятельств, характеризующих выбор контрагента.
👆То есть, судить о том, была ли компания в курсе недобросовестных намерений своего контрагента, налоговая будет по объему предпринятых этой компанией действий по выбору и проверке контрагента и, главное, по количеству "следов" и доказательств того, что такие выбор и проверка действительно имели место перед заключением договора.
В решениях инспекций по проверкам, а также в постановлениях судов по соответствующим спорам, можно увидеть одни и те же аргументы в пользу умышленности действий компании, переписываемые налоговиками и судами почти под копирку:
🚫Налогоплательщик не представил доказательств того, что до заключения договора он проявил должную осмотрительность и проверил у спорного контрагента наличие необходимых ресурсов, его платежеспособность, возможность исполнения обязательств и деловую репутацию,
🚫Налогоплательщик не представил документов (информации) относительно его действий при осуществлении выбора контрагента, документов, фиксирующих результаты поиска, мониторинга и отбора контрагентов, документальное обоснование выбора контрагента и деловую переписку с ним.
При этом на данный момент отсутствуют какие-либо официальные разъяснения уполномоченных органов о том, какие конкретно документы должна иметь компания в подтверждение того, что она разумно выбрала и должным образом проверила контрагента.
Внимание❗ Очень большое заблуждение считать, что достаточным подтверждением выбора и проверки контрагента является проверка его на на сайте ФНС или с помощью иного аналогичного сервиса проверки контрагентов (СПАРК, Сбис, Контур и пр.), а также получение стандартного пакета его регистрационных документов❗
По мнению судов, данная информация носит лишь формальный и справочный характер, и ее получение не свидетельствует о том, что компания действительно пыталась оценить свои риски по взаимодействию с контрагентом (см., например, Решение АС Брянской области от
18.10.2018 по делу А09-6975/2018).
Какие же документы должна иметь компания, чтобы налоговые органы не могли заявить об отсутствии у нее доказательств реально проведенной процедуры выбора и проверки контрагента (а значит, не могли обвинить в умышленном и заранее спланированном взаимодействии с недобросовестным поставщиком)❓
Очевидно, что от крупных поставщиков и подрядчиков всегда можно получить в качестве подтверждения их платежеспособности - бухгалтерскую отчетность, из которой будет следовать наличие активов на большую сумму, в качестве подтверждения деловой репутации - большое количество отзывов в открытых источниках, а в качестве обоснования их выбора сослаться на их большой опыт на рынке.
Однако, по крупным поставщикам и вопросов у налоговых органов и судов обычно не возникает.
🔵Но что делать, если Ваш потенциальный контрагент - маленькая компания, которая, к примеру, только вышла на рынок, и не имеет пока ни собственных активов, не большого штата сотрудников, ни отзывов в общедоступных источниках?
Ведь не может же, в самом деле, налоговое законодательство обязывать бизнес сотрудничать только с крупными игроками рынка.
Равно, как и не может запретить бизнесмену Иванову сделать закупку товаров именно на фирме своего лучшего друга бизнесмена Петрова, даже, если Петров только вчера открыл свою фирму.
Иванов может благополучно приобрести нужные ему товары у Петрова, выбрав его исключительно потому, что он его друг и больше ни по чему, и действительно может ничего не подозревать о том, что Петров потом не заплатит НДС и через месяц вообще ликвидирует свою фирму и уедет с любовницей жить на Гаваи.
Налоговая же, придя в будущем с проверкой к Иванову, и выяснив, что Петров и Иванов учились вместе в 1 классе, будет убеждена и будет убеждать суд в том, что Иванов не мог не знать о намерениях Петрова обмануть бюджет и скрыться на Гаваях, раз знал его так давно, а значит, они обманывали бюджет вместе,но поскольку Петрова им не достать, теперь за всё должен ответить Иванов и его бизнес.
И, в ключе текущей практики, Иванов обязательно ответит, если не сможет представить вразумительных объяснений, почему ему, с точки зрения бизнеса, было выгодно приобрести товар именно у Петрова (объяснение о том, что Петров сидел с ним за одной партой не только не будет квалифицировано как вразумительное, но и, скорее всего, будет истолковано против самого Иванова, как подтверждающее согласованность их совместных действий с Петровым).
ℹ️Если Вы думаете, что это шутка, то можно посмотреть, например, Постановление АС Хабаровского края от 20 мая 2021г. по делу А73-12282/2020, где директор на допросе самолично сообщил, что директоров фирм-недобросовестных поставщиков он знал лично, и поэтому не видел смысла в каких-либо иных проверках их фирм перед заключением договоров. Разумеется, такое признание стоило директору проигранного суда с обвинением в умышленном налоговом злоупотреблении.
🔶И так, если у Вашего бизнеса, в силу различных обстоятельств, есть необходимость заключения договора поставки или подряда с небольшой фирмой, конкурентная привлекательность которой на рынке аналогичных поставщиков не очевидна, равно как не очевидна ее деловая репутация и платежеспособность, и Вы планируете по этому договору отражать вычеты по НДС и признавать расходы, то стоит вспомнить про Иванова с Петровым и попросить данную фирму оформить перед заключением договора ряд дополнительных документов (которые впоследствии, когда вы с фирмой друг о друге уже забудете, а к Вам, не дай Бог, придет налоговая с вопросами, сможете использовать в качестве защиты себя от претензий и обвинений).
Как уже было отмечено ранее, ни в законодательстве, ни в официальных разъяснениях найти конкретный единый перечень этих документов-оберегов в данный момент невозможно.
✅В связи с этим ниже мы представляем свой перечень таких документов, который составлен командой наших специалистов исходя из анализа немногочисленной положительной для налогоплательщиков судебной практики по делам с участием "технических" компаний, а также основан на нашем опыте взаимодействия с налоговыми органами и профессилнальном суждении.
🎌Документы, с помощью которых Вы сможете обосновать выбор конкретного подрядчика в качестве контрагента, а также сможете доказать, что перед заключением договора Вы проявили осмотрительность и сделали всё возможное, чтобы убедиться в добросовестности намерений данного контрагента:
✅✅Справка "Оценка и выбор контрагента"
(оформляется Вашей компанией самостоятельно)
Шаблон документа разработан нашей командой в целях предоставления налоговым органам при возникновении у них вопросов относительно процесса выбора поставщика.
Шаблон содержит 12 критериев, которые компания принимает во внимание при выборе поставщиков (например, срок присутствия поставщика на рынке, уникальность товара, срок поставки и пр.).
Каждый критерий имеет свой коэффициент важности (в баллах), который присваивается в зависимости от ситуации.
Например, если компании очень срочно нужно приобрести определённый товар, то наивысший коэффициент важности будет проставлен у поставщика, способного обеспечить наиболее короткий срок поставки.
Каждый поставщик получает оценку в баллах по каждому из 12 критериев, в зависимости от того, насколько проявлен у него каждый критерий.
Например, по критерию "Срок присутствия поставщика на рынке" контрагенту будет присвоен 0 баллов, если контрагент присутствует на рынке менее 2 лет, 1 балл, если от 2 до 5 лет, 2 балла, если от 5 до 10 лет и т. д.
В итоге все баллы по всем критериям складываются и, соответственно, поставщик, набравший наибольшее количество баллов, признаётся оптимальным для заключения договора.
Данный факт подтверждается подписями нескольких сотрудников, участвующих в анализе, с указанием их должностей и даты проведения анализа, после чего документ приобретает юридическую силу и может быть предоставлен налоговым органам и суду, исчерпывающе отвечая на вопрос о том, как было принято решение о выборе конкретного поставщика.
По форме данный документ представляет собой простую таблицу, с заполнением которой справится любой сотрудник.
✅✅Коммерческое предложение
(оформляется Вашим контрагентом)
Коммерческое предложение должно быть оформлено на бланке контрагента, за подписью генерального директора контрагента и должно быть датировано датой ранее даты заключения договора между Вашей фирмой и контрагентом.
В данном документе контрагент должен указать:
🅰️коммерческие условия своего сотрудничества с Вашей компанией, описав те особые преимущества, которые он способен Вам предложить (и на основании которых Вы выбрали именно его для сотрудничества, отразив это в Справке "Оценка и выбор контрагента", описанной выше).
Например, в случае, если контрагент небольшая компания без большого опыта на рынке, то в коммерческом предложении может быть отражена его готовность работать с постоплатной системой расчёта или с минимальной предоплатой (меньшей, чем обычно используется на данном рынке).
🅱️Информацию о своём опыте на рынке /деловой репутации/ квалификации руководителей или сотрудников , а также выгодно описать процесс своей работы
В данном разделе в произвольной форме должна быть изложена информация, отвечающая на вопрос, что хорошего есть у данного контрагента для работы с Вашей фирмы.
Например, если фирма не может похвастаться тем, что долго присутствует на рынке и имеет большой штат сотрудников, то можно отразить ее намерения привлекать высококвалифицированных сотрудников на подряд под проект, упомянуть о личном опыте и квалификации руководителя или учредителя, а также привести контакты каких-либо лиц, кто сможет дать рекомендации или отзывы о фирме.
Здесь же может быть приведена, например, ссылка на страницу фирмы в какой-либо социальной сети (которую, как известно, можно создать за 5 мин).
👆В заключение отметим, что данные документы может быть полезно восстановить и оформить и уже по совершимся в прошлом сделкам, в случае, если данные сделки стали предметом приглашения Вас в налоговую инспекцию на рабочую встречу или Вы ожидаете выездную налоговую проверку за период совершения данных сделок.
🛒Шаблон-пример Коммерческого предложения контрагента, а также
🛒Шаблон Справки "Оценка и выбор контрагента", разработанные нашей командой,
Вы можете приобрести, обратившись по электронной почте
📩 info@upravnalog.ru