Как назначают и проводят проверку. Как направляют требования о предоставлении пояснений и документов, в какие сроки. Как оформляют результаты проверки
Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:
Выездная проверка (ст. 89 НК РФ) — подробности читайте в статье «Как проходит выездная налоговая проверка. Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру». Такая проверка требует больших трудозатрат, проводится редко.
Камеральная проверка (ст. 88 НК РФ) — этому виду проверок подвергаются практически все декларации.
Скачайте бесплатно в конце статьи в разделе «Шпаргалка» руководство о том, как проходят выездные и камеральные проверки.
В конце статьи есть шпаргалка
Камеральная проверка проводится в большей мере без человеческого участия с помощью автоматизированных систем ФНС России. Автоматизированные системы налоговой получают значительное количество сведений:
данные о выставленных и полученных счетах-фактурах;
сведения о расчетах, производимых через онлайн-кассы;
сведения Росреестра о сделках с недвижимостью;
сведения ФТС по сделкам, связанным с экспортом и импортом товаров;
данные о движении денежных средств по банковским счетам (по запросу).
Это далеко не полный перечень тех сведений, которыми обладает налоговая. В 2021 году к ним добавились сведения о движении ряда импортных товаров, так называемая система прослеживаемости товаров (Постановление Правительства РФ от
01.07.2021 № 1108).
ФНС России проводит в год более 60 млн камеральных проверок. Количество результативных камеральных проверок незначительно. Нарушения выявляются только по 4 из 100 проверок. Размер доначислений налоговых платежей — около 20 000 руб. на 1 проверку, по которой выявлены нарушения.
Основная цель, которую преследует ФНС при проведении камерального контроля, — принудить налогоплательщиков самостоятельно исправить ошибки, устранить нарушения и доплатить суммы налогов, а не доначислить налоги и наложить штрафы.
Согласно докладу руководителя ФНС России Д.В. Егорова, более половины налогов по результатам контрольно-аналитической работы налогоплательщики уплачивают добровольно (без составления акта). Налоговые органы проводят «тотальный» камеральный контроль. По его результатам налогоплательщикам предлагают дать пояснения о причинах тех или иных несоответствий или уточнить свои налоговые обязательства.
Порядок назначения камеральной проверки
Проводят камеральную проверку на территории инспекции. Чтобы ее провести, не требуется никаких решений.
Подача первичной или уточненной декларации уже является основанием для того, чтобы начать камеральную проверку (п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).
Правила проведения камеральной проверки одинаковы для отчетности налогоплательщика, плательщика страховых взносов и налогового агента (п. 10 ст. 88 НК РФ).
Узнайте, как вести себя во время проверки и как обжаловать полученный акт, чтобы работать без стрессов и штрафов. Онлайн-курс «Подготовка и взаимодействие с ревизорами в ходе выездных и камеральных проверок ФНС». Образцы ответов на требования и уведомления налоговой, возражения, жалобы. Удостоверение о повышении квалификации по кодам А, В. 40 ак. часов.
Порядок проведения камеральной проверки
Вначале все декларации подвергаются автоматизированному контролю. Их данные с помощью программных средств сопоставляются внутри декларации с данными другой отчетности, со сведениями от онлайн-касс, а также данными, полученными из других источников.
Наличие в базе ФНС России всех счетов-фактур и специального программного комплекса АСК НДС позволяет сравнивать данные об их отражении между декларациями контрагентов. Система АСК НДС может автоматически отнести плательщика к группе риска по НДС (высокая, средняя или низкая) (Письмо ФНС России от
03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@).
Установив ошибки, несоответствия данных налоговой декларации, налоговые органы проводят следующие мероприятия налогового контроля.
Направление требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ)
Во всех случаях, когда налоговая инспекция выявила в декларации какие-то несоответствия или ошибки, она может направить проверяемому плательщику требование о представлении пояснений:
форма приведена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от
07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Получив требование по такой форме, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточненную декларацию. Документы на основании такого требования он представлять не обязан, но вправе это сделать.
Направление требования о представлении документов (ст. 93 НК РФ)
В отдельных случаях, регламентированных ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция вправе потребовать не только пояснения, а документы. Основания:
в декларации заявлены льготы — налоговая вправе запросить документы, подтверждающие их;
представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.
Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков.
Когда запрашивают документы, а не пояснения, в адрес налогоплательщика направляют требование о представлении документов (информации):
форма утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@;
порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст. 93 НК РФ.
Получили такое требование? Прежде всего проверьте, есть ли указанные выше основания.
Если ст. 88 НК РФ не предусмотрены основания для его направления, то такие действия налогового органа неправомерны. В этом случае рекомендуется направить в адрес налоговой запрос с просьбой уточнить, на каких основаниях (положениях НК РФ) направлено это требование.
Подробно с правами налогового органа по направлению требований и порядком ответа на них можно ознакомиться в статье «Что делать, если налоговая требует документы и пояснения».
Осмотр при камеральной проверке (ст. 92 НК РФ)
Проводить осмотр помещений можно только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ):
в декларации заявлено возмещение налога;
выявлены противоречия в декларации или ее данные расходятся с данными контрагентов, что приводит к занижению налога;
выявлены несоответствия между сведениями налогоплательщика и его контрагентов по операциям, связанными с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Прочие мероприятия налогового контроля при проведении камеральной проверки
При камеральной проверке, так же как и при выездной проверке, налоговики вправе:
истребовать документы у контрагентов проверяемого лица;
допросить свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
назначить экспертизу (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ).
Срок проведения камеральной проверки
Срок камеральный проверки — 3 месяца с момента представления декларации.
Для декларации по НДС установлен срок 2 месяца. Этот срок могут продлить до 3 месяцев, если установят признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Запущен пилотный проект по сокращению камеральных проверок по НДС до одного месяца (информация ФНС России от 06.10.2020). Согласно этому проекту плательщики НДС могли получить заявленный к возмещению НДС в ускоренном порядке при условиях (Письмо ФНС России от
06.10.2020 № ЕД-20-15/129):
налогоплательщик относится к низкому либо среднему уровню риска;
по предыдущей декларации НДС был также заявлен к возмещению и налоговые органы подтвердили более 70% от заявленной суммы;
более 80% вычетов по НДС приходится на контрагентов низкого, среднего уровня риска;
не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;
сумма уплаченных налогов за три года, превышает сумму НДС, заявленную к возмещению из бюджета по декларации.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Акт камеральной проверки составляют, только если обнаружили нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ).
Акт должны составить в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Нарушение этого срока не приводит к отмене результатов камеральной проверки (п. 3 Письма Минфина России от
23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, Письмо ФНС России от
25.01.2021 № СД-4-2/778@).
Требования к форме акта камеральной проверки такие же, как и при выездной проверке:
Приказ ФНС России от
07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Акт может быть на бумаге или в электронном виде.
У налогоплательщика есть 1 месяц, чтобы направить возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Тенденция камерального контроля
Бесплатные вебинары в Контур.Школе
Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика
У ФНС России большой объем сведений об имуществе и операциях, осуществляемых налогоплательщиками.
Налоговая проводит широкомасштабный камеральный контроль за полнотой уплаты налогов. Приоритетное направление деятельности — это понуждение налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.
Налогоплательщикам следует настроиться на постоянное взаимодействие с налоговыми органами по даче пояснений, связанных со своей деятельностью и деятельностью своих контрагентов. Для этого важно четко знать свои права и права налоговых органов при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.